Как образуются культурные центры? Существует два способа организации «культурных центров»: один — административно-арифметический (когда в приказном порядке объединяются библиотеки, Дома культуры и клубы) и второй — концептуальный, на основе чётко разработанного и продуманного плана, предусматривающего способы взаимодействия всех его структурных подразделений. Про первый нам хорошо известно из отечественного опыта. А о втором мы знаем по опыту зарубежных коллег. Одним из примеров такого подхода может служить Центр мировой культуры имени короля Абдул-Азиза, известный как «Итра» (что в переводе с арабского означает «обогащение»). C первых дней он завоевал огромную популярность. Не только из-за потрясающих архитектурных решений — архитектура имитирует толщи нефтеносных пластов, сглаженных ветрами пустыни и обёрнутых в стальной панцирь, — но и благодаря амбициозной задаче. Он призван стать первым общекультурным центром Саудовской Аравии, маяком знаний и творчества, местом для чтения и взаимодействия. Внутри на огромной территории в 85 000 кв. метров на четырёх уровнях разместились музей, театр, библиотека, кинотеатр, выставочные галереи, лаборатория идей и Башня знаний. Предусмотрено множество тихих мест для работы. Понадобится целый день, чтобы всё осмотреть. По соседству открыта кофейня “Pattis France”, поэтому в перерыве между чтением книг можно будет выпить чашечку кофе. В культурном центре собрана впечатляющая коллекция произведений искусства. Здесь можно увидеть как творения, созданные тысячи лет назад, так и современные работы местных и зарубежных художников. Особое место занимает Детский музей с множеством интерактивных экспозиций, которые вовлекают молодые умы в творческий процесс. Проект “Kids Vids” получил престижную кинопремию в Нью-Йорке. В великолепной библиотеке центра, мечте любого библиофила, собраны более чем 240 000 книг на английском и арабском языках по таким темам, как искусство и дизайн, история и древние цивилизации, а также 30 000 электронных книг и мультимедийная коллекция. Активно используются RFID-технологии, работает система автоматического возврата книг, на стенах располагаются экраны, помогающие в поиске нужных изданий. Центр вполне отражает общую тенденции развития библиотек. Сегодня они объединяются с другими партнёрами и учреждениями в границах одного здания, так что посетители могут посмотреть фильм, посетить выставку, взять книги на дом, принять участие в мероприятиях, организованных партнёрами из местного сообщества. Современные библиотеки приветствуют на своей площадке общественные объединения, волонтёров, собирают местное сообщество вокруг инноваций, творчества, образования. С любовью, Татьяна Филиппова, главный редактор журнала «Библиотечное Дело»